Стерилизация кошек

Стерилизация кошек – это хирургическая полостная операция, которая проводится под общим наркозом, вследствие чего кошка не сможет иметь потомство и не будет стремиться к спариванию. Пропадут также все признаки половой охоты – настойчивое мяуканье, катание по полу, сильное беспокойство животного.

Стерилизация показана тем животным, хозяева которых твёрдо решили, что не хотят иметь от них потомство, а также кошкам, которые приходят в охоту чаще четырёх раз в год. Кошки, часто приходящие в охоту, подвержены риску развития опухолей молочных желёз и матки, поэтому стерилизация сохранит здоровье и продлит жизнь. Во многих странах введена обязательная кастрация для всех животных, за исключением племенных.

Стоимость стерилизации кошек в нашей клинике – 2000 рублей.

"Стерилизация" и "кастрация" разные понятия

Под кастрацией подразумевается полное удаление половых желёз (в случае с кошкой – яичников), которое влечёт за собой дальнейшее отсутствие всех признаков половой охоты и прекращение репродуктивной функции. Опухоли матки, яичников, пиометра – это гормонально-зависимые проблемы, поэтому при удалении яичников риск развития этих патологий практически полностью устраняется.

Стерилизация – это перевязка маточных труб, после которой сохраняются все функции половой системы, кроме детородной, но риск развития рака матки и молочных желёз не снижается вообще. Однако среди ветеринарных врачей и владельцев кошек в Нижнем Новгороде прижилось понятие "стерилизация" (связанное с удалением яичников), а "кастрация кошки" почему-то практически не применяется. Терминологически это не совсем верно, но во избежание путаницы и недоразумений среди наших клиентов, мы тоже применяем понятие "стерилизация", разъясняя при этом, что конкретно оперируем. А понятие "кастрация" относится в основном к котам.

Рекомендации для стерилизации кошки

Относительные показания:

• Предотвращение нежелательной беременности;
  • Предотвращение нежелательного поведения, связанного с течкой;
  • Предупреждение развития различных патологий: опухолей молочных желез и матки.

Стерилизацию сделать необходимо:

• При гнойном воспаление матки;
  • При опухоли яичников или матки.

Что дает стерилизация кошек

Однозначного ответа на вопрос о вреде или пользе стерилизации, к сожалению, нет. У неё есть как плюсы, так и минусы. О плюсах мы уже писали выше – после стерилизации значительно снижается риск развития опухолевых процессов в матке и молочных железах. Насчёт минусов – да, стерилизованные кошки становятся склонны к полноте, но это легко устранить, используя специальное питание для стерилизованных кошек.

Стерилизовать кошку можно с 8 месяцев. Просить кота кошки начинают тоже около 8 месяцев, с наступлением половой зрелости.

Стерилизация существенно увеличивает среднюю продолжительность жизни кошки. В естественных условиях нестерилизованные кошки приносят потомство два и более раза в год. Такое большое количество родов способствует быстрому изнашиванию организма, и продолжительность жизни бродячих кошек редко превышает 7 лет. Немного дольше живут нестерилизованные домашние кошки, которые не котились вообще, либо котились 1-2 раза в жизни. Их средняя продолжительность жизни составляет 10-12 лет. Но уже после 7 лет у них часто встречаются патологии репродуктивных органов, в том числе и злокачественные новообразования, появляющиеся под влиянием избытка эстрогенов.

Кошки, которым сделана стерилизация, навсегда избавлены от проблем репродуктивных органов, и средняя продолжительность их жизни (при надлежащем уходе и правильном кормлении) cоставляет в среднем 15 лет. Среди них часто встречаются долгожители, доживающие до 20 и более лет.

Альтернатива стерилизации

Гормональные таблетки и капли, а также гормональные уколы, подавляющие половую охоту, временно нормализуют гормональный фон организма, однако увлекаться ими не рекомендуется, так как избыток производных прогестерона тоже может со временем оказать негативное влияние на организм.

Риски при операции

Принимая решение сделать своей кошке стерилизацию, хозяин должен знать, какие риски с ней могут быть связаны. Хирургическое вмешательство и общий наркоз – это в любом случае риск. Если кошка молодая и здоровая, то риск этот минимален, с возрастом он повышается.

Риск любой хирургической операции заключается в угнетающем действии наркоза на нервную систему, функцию дыхания и сердечную деятельность. При этом возможны различные реакции организма, такие как судороги, временная остановка дыхания (апноэ), развитие отёков, снижение давления, в редких случаях (непереносимость наркоза) возможен летальный исход.

Менее существенный, но всё же риск, связан с нарушением целостности тканей при вмешательстве в брюшную полость. Здесь возможны кровотечения и последующее воспаление вплоть до перитонита. Однако эти последствия легче проконтролировать, введя в организм кровоостанавливающие препараты и антибиотики.

Послеоперационный уход

После операции на кошку необходимо надеть бандаж, в котором животное будет ходить примерно 10 дней (до снятия швов). В этот период требуется тщательное наблюдение за кошкой, ежедневная обработка шва, наблюдение врача (обычно назначается послеоперационный осмотр на 2-3 день после стерилизации, и дальше по необходимости).

В первые сутки после операции возможны следующие явления (которых не нужно пугаться): рвота, непроизвольное мочеиспускание, повышенная возбудимость, чередующаяся с сильной вялостью, отказ от корма и воды, громкое мяуканье. На 2-3 день эти явления обычно проходят. Следите за тем, чтобы кошка опорожнила кишечник в течение 3 дней после операции. Если этого не произошло, обязательно поставьте в известность Вашего ветеринарного врача, чтобы он назначил слабительные либо клизму.

Кормление стерилизованной кошки

До хирургических вмешательств половая система кошки тратила большое количество энергии. После стерилизации калории расходуются не так быстро и обмен веществ замедляется. Аппетит при этом не снижается, соответственно начинают откладываться лишние калории. Поэтому следует пересмотреть рацион питания и беречь животное от переедания, ведь при неправильном рационе питания могут развиться ожирение и мочекаменная болезнь.

Если Вы даете животному готовые корма, то перейдите на специальный корм для стерилизованных животных. Главное соблюдать суточную норму кормления, указанной на упаковке и выбирать только качественные корма. При кормлении натуральной пищей исключайте рыбу. Чем меньше в рационе питания фосфора и кальция, тем лучше.